Викка (Wicca)

   Викка – это неоязыческая религия, которую можно встретить во многих англоязычных странах. Изначально основана британским государственным служащим Джеральдом Гарднером [Gerald Gardner] вероятно в 1940-х, хотя впервые была публично обнаружена в 1954 году. С момента своего образования различные близкие Викке традиции эволюционировали или создавались, но первоначальная Гарднерианская Викка [Gardnerian Wicca] является названием традиции, которая следует особенным верованиям и практикам основанным Джеральдом Гарднером.

          Содержание:
         1. Определение
         2. История Викки
            2.1 Истоки
            2.2 Дальнейшее развитие
         3. Верования и обряды
         4. Мораль
         5. Традиции Викки

Определение

   Джеральду Гарднеру приписывается введение в употребление слова в английском языке, хотя он сам неоднократно использовал произношение Вика [Wica] в своей работе, опубликованной в 1954 году. Сейчас почти исключительно используется произношение “Викка”.
   Часто говорится, что в Староанглийском wicca означает “некромант”
{1} или “ведьмак”. Некоторые утверждают, что термин wicca родственен Староанглийскому слову witan, означающему “мудрый человек” или “советник”, но это было полностью отвергнуто лингвистами, как ошибочная этимология. Тем не менее, Викку часто называют “Ремеслом мудрых” как результат этих ложных истолкований. В действительности слово “Викка” не было в употреблении до того, как Джеральд Гарднер напечатал свои работы. Вот почему многие ведьмы верят, что для того чтобы относить себя к практикующим Викку, необходимо быть посвященным в практикующие Гарднерианский, Александрианский и др. кавены {2}.
   Оказалось, что слово может быть несвязанным со Староанглийским периодом. Происхождение от Индоевропейских корней “*wic” или “*weik”, по-видимому, некорректно по фонологическим {3} причинам.
   Хотя иногда слова “Викка” [Wicca] и “Колдовство” [Witchcraft] используют как синонимы, это не одно и тоже. Путаница происходит потому, что и практикующие Викку и практикующие колдовство часто зовутся ведьмами. Кроме того, не все практикующие Викку являются ведьмами и не все ведьмы практикуют Викку.
   Викка относится к религии. Это можно отнести к обеим разновидностям: традиции посвящения, где посвященному определяют его положение и обычно занятие в кавенах, и Уединенная Викка, где практикующие сами проводят посвящение себя согласно традициям и обычно практикуют самостоятельно. Как Посвященные, так и Уединенные практикующие поклоняются Богине, ктоме того многие также выбирают поклонение Богу, и оба празднуют Саббат [Sabbat] и Эсбат [Esbat]. С другой стороны колдовство или, как его иногда называют, “Ремесло” [“The Craft”] не требует веры в особого бога или богиню и не является особенным духовным путем. Так, здесь есть ведьмы, которые исповедуют множество религий кроме язычества, такие как иудаизм и христианство. Колдовство считается обучаемым умением, заключающемся в произнесении заклинаний и практике магии [magic or magick] (использование “k” происходит ”с целью различать Искусство Magi от всех ее подделок” (или возможно просто для лучшего звучания слова), и было придумано как произношение Алестром Кроулей [Aleister Crowley]). В добавление к этой путанице скажем, что термин колдовство в распространенном старом употреблении и в современном историческом и антропологическом {4} контексте означает использование черной или злой магии, которую Викка не одобряет.

История Викки

   Истоки

   История Викки является очень спорной темой. Гарднер заявлял, что религия выжила из матриархальных религий доисторической Европы, и была передана ему женщиной по имени Дороти Клуттербак [Dorothy Clutterbuck]. Многие верят, что он изобрел ее сам, следуя тезисам доктора Маргатет Мюррей [Dr. Margaret Murray] и таким источникам, как “Арадиа: Евангелие Ведьм” Чарльза Годфри Леланда [“Aradia: Gospel of the Witches” by Charles Godfrey Leland] и практики Свободного масонства и церемониальной магии; и не смотря на то, что Клуттербак конечно существовала, историк Рональд Хаттон [Ronald Hutton] заключил, что она скорее всего не была вовлечена в колдовскую деятельность Гарднера. В то время, как порядок ритуалов Викки окончательно сложился после оккультизма поздней Викторианской эпохи, духовное содержание было сформировано под влиянием старых Языческих верований, а также под воздействием Буддизма и Хинди. Существует ли какая-нибудь историческая связь с Язычеством, желание превзойти его (как оно понимается в данное время) конечно имеет место.
    Гарднер вероятно имел доступ к немногочисленным традиционным Языческим обрядам. Преобладает теория о том, что большинство из его ритуалов были результатом адаптации работ Алестера Кроулея [Aleister Crowley]. Существует очень мало обрядов Викки, для которых нельзя показать, что они произошли из ранее существующих источников. Оригинальные материалы несвязны и в основном используются для замены и расширения неоригинальных источников, такие как приукрашенные строки Кроулея.
   Филип Хеселтон [Philip Heselton], написавший “Корни Викки” [“Wiccan Roots”] и позднее “Джеральд Гарднер и Котел Вдохновения” [“Gerald Gardner and Cauldron of Inspiration”], в своих работах доказывал, что Гарднер не являлся автором ритуалов Викки, но честно получил их от неизвестного источника. Он замечает, что весь материал Кроулея, который найден в обрядах Викки, можно найти в одной книге “Равноденствие”, том 3,номер 1 [“The Equinox” vol 3 no. 1] или “Голубое Равноденствие” [“Blue Equinox”]. Неизвестно, что Гарднеру принадлежала или была доступна одна из этих книг.
   Идея примитивных матриархальных религий, в конечном счете, происходит из исследований Иоганна Джейкоба Бачофина [Johann Jakob Bachofen], была популярна во времена Гарднера, как между академиками (напр. Эрик Ньюманн [Erich Neumann], Маргарет Мюррей), так и между любителями такими, как Роберт Грейвс [Robert Graves]. Позднее академики (напр. Карл Янг [Carl Jung] и Мария Гимбутас [Marija Gimbutas]) продолжили исследования в этой области, и позднее Джозеф Кемпбелл [Josep Campbell], Эшли Монтегью [Ashley Montagu] и другие высоко оценили работу Гимбутас над матриархальными культурами Старой Европы. Матриархальные интерпретации археологических протоколов, так же как и основания для критики данных работ, продолжают быть предметом академических дебатов. Некоторые академики продолжают исследования в данной области (принимая во внимание то, что в 2003 году прошел Всемирный Конгресс по Матриархальным Исследованиям). Критики считают, что матриархальные общества на самом деле никогда не существовали, и являются изобретением таких исследователей, как Маргарет Мюррей.
    Идея верховной Богини-Матери [Mother Goddess] была обычной для Викторианской и Эдвардианской литературы; концепция о Рогатом Боге [Horned God] – особенно схожим с Паном или Фавном – была менее распространенной, но все еще значимой. Гарднер использовал эти представления как центральную теологическую доктрину и построил Викку вокруг этого ядра.

Дальнейшее развитие

    Викка развивалась в нескольких указанных и установленных структурах со времени, когда была впервые представлена широкому вниманию Джеральдом Гарднером. Гарднерианская Викка была начальной мистической религией, доступ к которой был, по крайней мере в теории, ограничен для тех, кто был приобщен к существующему ранее кавену. Книга Теней, гримор [grimoire], которые содержали Гарднерианские ритуалы, были тайной, которая могла быть получена только от кавена ведьм надлежащего происхождения. Некоторые последователи Викки [Wiccans], типа Раймонда Бакланда [Raymond Buckland], тогда Гарднерианина, продолжали поддержать эту позицию до 1970-ых. Дальнейшие степени инициирования требовались прежде, чем члены могли найти свои собственные кавены. Интерес опережал способность, главным образом британских кавенов, обучать и увеличивать количество членов; верования религии распространялись быстрее печатным словом или устно, чем система инициации была готова справиться.
    Появились другие традиции. Некоторые известные корни столь же древние как у версии Гарднера, и были организованы по подобным линиям. Другие были синтезированны, импортированием аспектов Кабалы [Kabbaiah] или церимониальной магии [ceremonial magic]. В 1971 "Леди Шеба" ["Lady Sheba"] издала версию Гарднерианской Книги Теней, рассеивая небольшую тайну, которая оставалась относительно содержания ритуалов Гарднера. Увеличение понимания литературных источников Гарднера и фактической ранней истории движения заставило творческий потенциал казаться столь же ценным как Гарднерианская традиция.
    Другое существенное развитие было созданием феминистки из Дианик
{5} Викки [Dianic Wicca], или феминистского Дианик Колдовства [Dianic Witchcraft], специфической феминистская веры, которая отказалась от иерархии Гарднерианского стиля как несоответствующей; многие из последователей Дианик Викки учили, что колдовство было привилегией каждой женщины и наследием по праву. Это наследие может быть охарактеризовано цитатой Моник Виттиг [Monique Wittig]: "Но помнить. Предпримите усилие чтобы помнить. Или, потеряв это, будете придумывать." ["But remember. Make an effort to remember. Or, failing that, invent."] Эта традиция была особенно воспринята уединенными ведьмами, и создала ритуалы для самоинициирования, чтобы позволить людям приобщаться и присоединяться к религии без первого контакта с существующим кавеном. Это контрастирует с Гарднерианским убеждением, что только ведьма противоположного пола могла инициировать другую ведьму.
    Публикации Раймонда Бакланда иллюстрируют эти изменения. В течение ранних 1970-ых, в книгах, типа «Колдовство - Древнее и Современное» [“Witchcraft - Ancient and Modern”] и «Колдовство Изнутри» [“Witchcraft From the Inside ”], Бакланд поддержал положение Гарднерианцев о том, что только инициированные в Гарднерианский или другой традиционный кавен являются настоящими последователями Викки. Однако, в 1974, Бакланд порвал с Гарднерианцами и основал Сакс-Вика [Seax-Wica], раскрыв обучение ей и её ритуалы в книге "Дерево: Полная Книга Саксонского Колдовства" [“Tree: The Complete Book of Saxon Witchcraft ”]. Эта "традиция" не сделала никаких заявлений о том, что её истоки идут от древних Саксонов; весь её ритуал содержался в книге, которая учитывала самоинициирование. В 1986 Бакланд издал Полную Книгу Колдовства Бакланда [“Buckland's Complete Book of Witchcraft ”], учебное пособие, которое стремилось обучать читателей магическим и ритуальным техникам, так же как и проинструктировать их в обучении Викке и её ритуалам.

____________________________________________________________________________________
Примечания переводчика:
{1} Некромант – одна из разновидностей магов, которые занимаются оживлением трупов и созданием из останков различных существ.
{2} Кавен – ретрансляция английского слова coven, означающего сборище или группу ведьм.
{3} Фонология – раздел языкознания – учение о фонемах (- абстрактных звуковых единицах языка).
{4} Антропология – наука о биологической природе человека.
{5} Дианик - от Дианы - в римской мифологии богиня растительности, родовспомогательница, олицетворение луны. Была отождествляема с Артемидой и Гекатой.
   Артемида - в греческой мифологии богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона. Богиня обладает решительным и агрессивных характером, часто пользуется стрелами как орудием наказания и строго следит за исполнеием издавна установленных обычаев, упорядочивающих животный и растительный мир. Почиталась как божество растительного плодородия и как родовспомогательница. Ей же принадлежит прерогатива приносить быструю и легкую смерть. Классическая Артемида - девственница и защитница целомудрия.
   Геката - в греческой мифологии богиня мрака, ночных видений и чародейства. Дочь титанидов Перса и Астерии. Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека, охраняет детей и юношество. Ночная, страшная богиня с пылающим факелом в руках и змеями в волосах, Геката - богиня колдовства, к которой обращаются за помощью, прибегая к специальным таинственным манипуляциям.

Hosted by uCoz